Во всем мире спрос на среднее образование высокого качества, соответствующее требованиям времени, растет, что заставляет системы среднего образования откликаться нa этот спрос. Во многих странах оно стало массовым, почти всеобщим, что ставит перед ним все более сложные задачи. Эта и следующая главы посвящены ответу на двойной вызов — повышение доступности и качества, — требующему решения четырех отдельных, но взаимосвязанных вопросов: а) изменение содержания обучения и соответственно учебных планов; б) переосмысление роли мониторинга и оценки в среднем образовании, начиная с государственных экзаменов; в) повышение профессионального уровня учителей средней школы; г) использование в средней школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти четыре задачи оказывают огромное воздействие на способность отвечать на двойной вызов, и, кроме того, их приходится решать в процессе реформ современной средней школы во всем мире. Другие факторы и управленческие задачи тоже будут рассмотрены в этой и других главах.
Во всем мире спрос на среднее образование высокого качества, соответствующее требованиям времени, растет, что заставляет системы среднего образования откликаться нa этот спрос. Во многих странах оно стало массовым, почти всеобщим, что ставит перед ним все более сложные задачи. Эта и следующая главы посвящены ответу на двойной вызов — повышение доступности и качества, — требующему решения четырех отдельных, но взаимосвязанных вопросов: а) изменение содержания обучения и соответственно учебных планов; б) переосмысление роли мониторинга и оценки в среднем образовании, начиная с государственных экзаменов; в) повышение профессионального уровня учителей средней школы; г) использование в средней школе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти четыре задачи оказывают огромное воздействие на способность отвечать на двойной вызов, и, кроме того, их приходится решать в процессе реформ современной средней школы во всем мире. Другие факторы и управленческие задачи тоже будут рассмотрены в этой и других главах.
Подробнее ...Не важно, какою отношение страны к образовательным реформам, — в основе любой образовательной политики лежит баланс между общеобразовательным и профессиональным обучением. Те, кто принимает решения в образовательной политике, уже давно и усилению пытаются определить оптимальные размеры профессионального сектора, стараясь, чтобы средние профессиональные училища и школы не стали тупиком и учащиеся сделали правильный выбор профессиональной программы, обеспечив себе в будущем успешный переход на рынок труда.
Говоря о структуре, можно сказать, что исторически модели среднего образования раньше и теперь сегментированы по отдельным направлениям, специализациям и даже по совершенно особым институционным моделям. Общеобразовательное (в основном академическое) среднее образование существует параллельно с профессиональным средним образованием или со специализированными школами, педагогическими колледжами, специализированными школами со спортивным уклоном или художественными школами, а в некоторых регионах и странах с религиозными и теологическими школами, а также школами для особо одаренных детей.
Подробнее ...