Государственные экзамены играют в среднем образовании совершенно особую роль и являются его характерной чертой. Для многих учащихся и их семей во всем мире получить среднее образование — значит в первую очередь сдать либо экзамены для решения о приеме в вузы (high-stakes examinations), либо государственные экзамены (очно или заочно). Продолжительность обучения в средней школе можно определить по тому, когда учащиеся сдают сначала вступительные, а потом выпускные экзамены. От выпускных экзаменов зависит дальнейшее образование и шансы найти работу. Во многих развивающихся странах экзамены «стерегут» среднее образование на входе и на выходе.
Экзамены можно использовать, чтобы оценить возможности получить дальнейшее образование и как условие вступления на рынок труда. Они являются мощным инструментом влияния на формирование программ среднего образования. Те, кто принимает решения и планирует развитие образования, могут реформировать систему экзаменов в направлении, которое им кажется правильным. Во многих развивающихся странах политическое и экономическое значение экзаменов настолько велико, что невозможно понять, как действует система образования без того, чтобы не взглянуть на нее через призму экзаменов.
Подобная роль экзаменов влечет за собой разнообразные последствия. Прежде всего, всякий, кто определяет образовательную политику, должен осознавать, что любая реформа, особенно реформа содержания учебных программ, должна принимать во внимание роль экзаменов в среднем образовании. Нельзя добиться равноправного доступа к среднему образованию без того, чтобы не реформировать вступительные экзамены либо отложив их до поступления в старшие классы средней школы, либо отменив совсем. Однако самым большим камнем преткновения, как правило, являются выпускные экзамены, которые требуют проведения реформы учебных программ. В некоторых странах они становятся одной из причин массового общественного недовольства. В действительности отсутствие прозрачной и справедливой процедуры, управляющей доступом к высшему образованию, в котором ключевую роль всегда играют выпускные экзамены в средней школе, становится причиной номер один для возникновения коррупции в образовательной системе всего мира (Noah and Eckstein 2001).
В процессе распространения среднего образования и улучшения его качества нельзя недооценивать роль и последствия государственных экзаменов. Реформы среднего образования могут оказаться нежизнеспособными, если с самого начала не обратить пристального внимания на экзамены. В целом вступительные экзамены в среднем образовании постепенно исчезают или используются не для конкурсного отбора. Они перенесены на конец обязательного этапа среднего образования (обычно это младшие классы средней школы), и, как правило, их используют как консультационный инструмент и для распределения учащихся по разным направлениям в старших классах средней школы, когда им исполняется 16 лет.
Подробнее ...В контексте растущего спроса на среднее образование разработчикам политики приходится принимать решения по поводу того, как инвестировать ограниченные общественные ресурсы, чтобы улучшить качество образования, и сделать это наиболее рентабельно. Поэтому многие страны самостоятельно осуществляют исследования успеваемости учащихся.
В 90-х годах многие страны создали новые стандарты или пересмотрели свои учебные программы и системы оценок в рамках нового подхода к качеству образования. Одновременно широко распространилось проведение оценки успеваемости учащихся на национальном уровне для определения результатов деятельности учителя и школы в целом, как это делается в Австралии, Канаде, Великобритании и США. Это значит, что данные, полученные в результате сравнительных исследований по успеваемости учащихся используются для составления отчетности местными органами и руководством учебных заведений (школьными советами, директорами и учителями) по поводу достижений и пробелов в умениях и знаниях учащихся и их соответствия национальным образовательным программам.
Подробнее ...Проект ОЭСР «Определение и отбор компетенций: теоретические основания» (Definition and Selection of Competencies — DeSeCo) выделил три ключевых умения, которые жизненно важны для личного и социального развития человека в современном обществе: умение действовать в социально разнородных группах, умение действовать самостоятельно и умение пользоваться набором инструментов получения знаний. Если предположить, что подобные умения отражают глобальную тенденцию и что консенсус в отношении их уже достигнут, то возникает вопрос: сколько ключевых умений действительно измерено современными сравнительными исследованиями, посвященными успеваемости учащихся? Проведенные исследования в основном занимаются третьим умением — использованием набора инструментов получения знаний. В идеале эти исследования должны помочь странам определить, какая часть выпускников средней школы, достигших возраста, когда они могут начать трудиться, вооружена минимальными знаниями и умениями, соответствующими потребностям глобальной экономики. Принимая во внимание тот факт, что многие навыки появились сравнительно недавно, понятно, что многие из них не были учтены при выявлении в ходе DeSeCo ключевых умений. Поскольку предполагается проводить такие оценки регулярно, возможно, удастся «измерить» какие-то ключевые знания и умения в будущем.
Подробнее ...Разработчики политики и общественность высказывают заинтересованность в проведении международных сравнительных исследований успеваемости учащихся в связи с тем, что они озабочены конкурентоспособностью рабочей силы страны на нынешнем и будущем глобальном рынке труда и способностью граждан адаптироваться в быстро меняющемся мире. Результаты исследований, попадая в заголовки передовых статей, оказывают формирующее влияние на мнение общественности об образовании во всем мире. Девяностые годы XX столетия были отмечены новой волной международных и региональных инициатив, связанных с исследованиями успеваемости учащихся.
Подробнее ...По меньшей мере по двум причинам от среднего образования будущее зависит больше, чем от результатов начального. Во-первых, в большинстве стран разница в скрытых издержках между университетским образованием и средним значительно выше, чем между средним и начальным. Из этого следует, что количество студентов высших учебных заведений будет заметно меньше, чем учащихся средних школ, причем эта разница будет больше, чем между количеством учащихся средних и начальных школ, особенно в тех странах, где среднее образование утратило свой элитный статус. Во-вторых, как правило, от выпускных экзаменов в средней школе зависит значительно больше, чем от выпускных экзаменов начальной школы. Первые представляют собой важный ресурс для рынка труда и служат фильтром для высшего образования. Поэтому среднее образование становится политизированным или, как минимум, привлекает внимание политиков. Обеспокоенность родителей растет, и появляется риск мошенничества и коррупции, связанной со сдачей экзаменов.
Подробнее ...Государственные экзамены играют в среднем образовании совершенно особую роль и являются его характерной чертой. Для многих учащихся и их семей во всем мире получить среднее образование — значит в первую очередь сдать либо экзамены для решения о приеме в вузы (high-stakes examinations), либо государственные экзамены (очно или заочно). Продолжительность обучения в средней школе можно определить по тому, когда учащиеся сдают сначала вступительные, а потом выпускные экзамены. От выпускных экзаменов зависит дальнейшее образование и шансы найти работу. Во многих развивающихся странах экзамены «стерегут» среднее образование на входе и на выходе.
Экзамены можно использовать, чтобы оценить возможности получить дальнейшее образование и как условие вступления на рынок труда. Они являются мощным инструментом влияния на формирование программ среднего образования. Те, кто принимает решения и планирует развитие образования, могут реформировать систему экзаменов в направлении, которое им кажется правильным. Во многих развивающихся странах политическое и экономическое значение экзаменов настолько велико, что невозможно понять, как действует система образования без того, чтобы не взглянуть на нее через призму экзаменов.
Подробнее ...Государственные экзамены играют в среднем образовании совершенно особую роль и являются его характерной чертой. Для многих учащихся и их семей во всем мире получить среднее образование — значит в первую очередь сдать либо экзамены для решения о приеме в вузы (high-stakes examinations), либо государственные экзамены (очно или заочно). Продолжительность обучения в средней школе можно определить по тому, когда учащиеся сдают сначала вступительные, а потом выпускные экзамены. От выпускных экзаменов зависит дальнейшее образование и шансы найти работу. Во многих развивающихся странах экзамены «стерегут» среднее образование на входе и на выходе.
Подробнее ...